воскресенье, 26 июня 2011 г.

Как читать ноты?


Как читать ноты? 

Каждая нота в нотной записи определяется ее длительностью (временем звучания) и высотой. Длительности нот:  – целая нота (принимается за единицу времени звучания),  – половина от целой (время ее звучания равно половине времени звучание целой ноты),  – четверть (четвертая часть времени звучания целой ноты), аналогично,  – восьмая,  – шестнадцатая,  – тридцать вторая. Не важно как долго звучит целая нота, главное, чтобы соблюдались указанные отношения длительностей, то есть записи  и т. п. игрались одинаковое количество времени. Высота ноты характеризует ее расположение на нотных линейках – чем выше нота, тем выше ее расположение. Ноты читают слева направо, сверху вниз; стоящие друг под другом ноты играются одновременно.
Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:

Соответствие скрипичного ключа со звуковым рядом гитары.
(При отсутствии в тактах знаков повышения-понижения
высоты ноты – диезов и бемолей.)
Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:

Соответствие скрипичного ключа со звуковым рядом фортепиано
и звуковые диапазоны гитары и фортепиано.
То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.
Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть  то же самое, что , а  = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх  =  = .
Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):
  •  – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
  •  – половинная пауза,
  •  – четвертая,
  •  – восьмая,
  •  – шестнадцатая,
  •  – тридцать вторая.
Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.
  •  =  + 
  •  =  + 
Точка может стоять и у пауз.
  •  =  + 
  •  =  + 
В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.
В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.
Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза  (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,
играется так: Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Знак бекара  означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:
Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:
Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Си – Фа – Pe – Си. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.
Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,
играется Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Обозначения. В нотной записи также встречаются следующие обозначения, стоящие рядом с конкретной нотой и относящиеся непосредственно к ней.
Цифры в кружочке  – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.
Римские цифры IIIIII,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.
Пальцы правой руки:
  • i – указательный,
  • m – средний,
  • a – безымянный,
  • p – большой.
Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.
Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:
  • 1 – указательный,
  • 2 – средний,
  • 3 – безымянный,
  • 4 – мизинец.
Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии,0 означает, что нота играется на открытой струне.


Как играть? 

Теперь попробуем что-нибудь сыграть, например, вот это:
mp3miditiffsib
Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.
Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть. Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).
Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза  – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками  и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй. Если вольт нет, то играется просто два раза.
Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий