воскресенье, 26 июня 2011 г.

Флажолеты.

Флажолет (от французского flageolet – флейта) – прием игры на гитаре (на самом деле, на любом струнном инструменте) при котором извлекается красивый гулкий звук, напоминающий тембр флейты. Попробуем исполнить его: прикладываем палец левой руки к первой струне в месте точно над металлической полоской 12-го лада (не зажимаем, а просто кладем на нее – струна не должна касаться грифа), затем играем струну правой рукой, а палец левой после этого сразу же убираем. Если делаем все правильно, получается эхоподобное звучание, похожее на гудение вилочного камертона. Прием можно исполнять на любой струне в местах ее частичного деления (1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.). 12-й лад и первую струну мы взяли потому, что так проще.
Металлический порожек 12-го лада делит струну ровно пополам, 7-го лада на части 1/3 и 2/3 от целой струны, 5-го – на 1/4 и 3/4. Таким образом, в этих местах можно сыграть флажолеты. Однако, на части делятся не только открытые струны, например, если зажать ту же первую струну на 3-м ладу, тогда флажолет можно будет сыграть на 15-м, правда прикладывать к струне придется уже палец правой руки, а играть ее средним, безымянным или мизинцем левой. Флажолеты, сыгранные на зажатых струнах называются искусственными, а на открытых натуральными или естественными. При игре на акустической гитаре в силу ее специфики чаще используются натуральные флажолеты, искусственные звучат на ней очень тихо.
Характерно, что флажолет – это не просто абы какой звук, а нота, такая же как и все остальные. Когда точка приложения пальца к звучащей струне находится посередине (12-й лад), высота исходной ноты (то есть такой, как будто мы играем струну обычным способом) повышается на октаву; если точка приложения 2/3 или 1/3 (7-й или 19-й лад) – на октаву и квинту (на 19 полутонов); если – 3/4 (5-й лад) или 1/4 – на две октавы. Можно удостовериться в этом померив высоту флажолетов с помощью программы Tunit v.3.40 или определив ее на слух. В начале статьи мы играли прием на 12-м ладу первой струны Ми (Ми 1-й октавы) и получали соответственно Ми 2-й октавы (про октавы смотрим здесь).
В нотной записи флажолеты обозначаются так:
(XII – номер лада), или латиницей –
Здесь нота Ми говорит о том, что флажолет играется на первой струне, однако встречается обозначение, при котором под высотой ноты в записи подразумевается высота самого флажолета, то есть
то же самое, что и
Также имеет место следующая запись:
Имеется ли в виду в конкретном случае высота обычного звучания струны или самого флажолета, а так же натуральный флажолет или искусственный, приходится определять из контекста, например, здесь
флажолет искусственный, потому что его нельзя сыграть ни на какой открытой струне, и нота Ля подразумевает его высоту.
Кроме того, с помощью этого приема игры можно настраивать гитару. Настраиваем первую струну, например, по камертону. А дальше следуем правилам:
  • флажолет на 5-м ладу 2-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 1-й струны;
  • 3-я струна на 4-м ладу звучит в унисон 2-й струне на 5-м ладу;
  • флажолет на 5-м ладу 4-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 3-й струны;
  • флажолет на 5-м ладу 5-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 4-й струны;
  • флажолет на 5-м ладу 6-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 5-й струны.
Можно также сначала настроить 4-ю и 5-ю струны по камертону, флажолеты на их 7-м и 5-м ладах – это нота Ля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий